Одним из
аспектов дистанционного образования является полная доступность информации для
слушателей и абитуриентов [1]. В пределах рассматриваемой темы под информацией
понимается совокупность всех сведений, необходимых для выбора специальности и
изучения учебных дисциплин: государственный стандарт специальности, учебный
план, рабочая программа, мультимедийные учебники и учебные пособия,
аудиовизуальные курсы лекций, виртуальные лабораторные установки и др.
Доступ
к информации обеспечивается посредством Internet и компьютерных технологий.
Развитию дистанционного образования в перспективе будет способствовать и
интерактивное телевидение.
Информация
располагается на Web-документах к которым относятся: Web-страницы Министерства
образования РФ, вуза, деканата, кафедры и преподавателя. Необходима разработка
типовых структур указанных Web-документов, так как это поможет вузам активно включиться
в практическую реализацию дистанционного образования, а слушателям - включиться
в образовательный процесс.
Далее
приводится предлагаемая структура
Web-страницы преподавателя, опубликованная автором доклада на своей
Web-странице (URL-адрес http://zabudsky.ru).
Примерная типовая структура Web-страницы преподавателя вуза:
1. Краткие сведения о месте работы, должности, ученых степенях и
званиях (Curriculum vitae),
контактная информация.
1.1. Направление научной работы и выполненные научные проекты.
1.1.1.Направление научной работы.
1.1.2. Выполненные
научно-технические проекты.
Перечисляются темы основных научно-исследовательских работ, перечень заказчиков
и пр. По каждой теме дается резюме с включением фотографии, оформленное в виде
html-файла.
1.2. Курсы лекций и публикации.
1.2.1. Курсы лекций.
Перечисляются названия курсов лекций. По каждому курсу приводится рабочая программа. Необходимым
для дистанционного образования является размещение на Web-странице учебно-методического комплекса
дисциплины [7].
1.2.2. Публикации.
Представляются в виде отдельных списков (html-файлов) следующие перечни: монографии и учебные пособия для вузов; зарегистрированные пакеты компьютерных
программ; авторские свидетельства и
патенты; научные статьи; доклады на научно-технических конференциях;
доклады на научно-методических
конференциях и методические разработки. В каждый из указанных перечней
включаются лишь основные публикации. Приводятся полные тексты отдельных, итоговых научных
статей и докладов (html- или pdf-файлы).
Для
расширения контактов с зарубежными коллегами целесообразно Web-страницу
реализовать не только на русском, но и на английском языке.
Дальнейшим развитием Web-страницы
преподавателя является включение в нее текстов лекций, описаний лабораторных работ, стендов и т.п. [4], которые должны
быть разработаны с учетом всех мультимедийных возможностей: гипертекст, звук,
анимация и др. Важным методическим средством является использование
различных цветов, шрифтов, etc. Мультимедийные возможности позволяют создать
учебники и учебные пособия на качественно новом, существенно более глубоком
уровне. Для иллюстрации отметим, что учебные пособия по дисциплине
"Электрические машины", которую представляет автор доклада, могут
быть написаны на основе теории поля [3, 5], а не на основе теории цепей [2], как
это вынужденно принято в настоящее время. Магнитное поле является "рабочим
телом" электрических машин и трансформаторов. Для понимания его необходим
развитый аппарат абстрактного мышления, который отсутствует у большинства
слушателей, по крайней мере, на начальной стадии обучения. Мультимедийные
возможности позволяют наглядно представить процесс создания магнитного поля в
данных устройствах, а также существование поля в пространственно-временном
континууме [1, 5].
Таким
образом, практически ко всем необходимым для изучения любой дисциплины
материалам, слушатель получает доступ через Internet, находясь в любом месте
сколь угодно удаленном от вуза.
Очевидно,
что Web-страницы преподавателей вузов, кафедр, деканатов и вузов, а также
Web-страницы Министерства образования РФ, Министерства сельского хозяйства РФ и
др. должны быть объединены в единое гиперпространство
системы высшего образования.
Многое
для решения этой задачи уже сделано. В частности на Web-сайте http://informika.ru имеются гипертекстовые
перечни вузов России и другая полезная информация. У многих вузов имеются свои
Web-серверы. Но предстоит сделать существенно больше.
Web-страница кафедры должна
содержать следующую основную информацию: историю кафедры; данные для контактов;
характеристику специальности по которой кафедра подготавливает специалистов
(здесь целесообразны гипертекстовые ссылки на Web-страницы основных предприятий
и организаций, потребляющих выпускников); государственный стандарт
специальности; учебный план специальности; гипертекстовый список
профессорско-преподавательского состава кафедры с указанием должностей и др.
Web-страница факультета может
содержать следующую основную информацию: историю факультета; гипертекстовый
список членов Ученого Совета факультета; данные для контактов; гипертекстовые
перечни специальностей и госстандартов специальностей по которым осуществляется
подготовка специалистов на факультете; гипертекстовый перечень кафедр,
участвующих в подготовке специалистов и др.
Web-страница вуза должна
содержать следующую основную информацию: историю вуза; состав руководящего
звена вуза и гипертекстовый перечень подразделений ректората; гипертекстовый
список членов Ученого Совета вуза; данные для контактов; гипертекстовый
перечень факультетов и кафедр вуза и др.
Web-страница Министерства образования
РФ должна содержать следующую основную информацию: краткую историю
развития системы образования в России; гипертекстовый перечень руководящего
состава министерства и подразделений; гипертекстовые перечни государственных и
частных вузов России; гипертекстовые перечни специальностей по которым
подготавливаются специалисты в России и др.
Необходимо
и создание материальных предпосылок для решения задачи. Преподаватель вуза
должен иметь возможность пользоваться информационными массивами Internet
работая на компьютере установленном на его рабочем месте, на кафедре. Еще более
эффективной будет работа в Internet, если в глобальную компьютерную сеть будут
включены домашние компьютеры преподавателей. Только практически работая в
Internet можно по сущеcтву оценить неограниченные возможности сети с точки
зрения доступа к мировым храни-лищам информации, наведения и поддержания
электронных мостов связи с коллегами, про-изводствами и организациями, etc.
Необходимо отметить положительный опыт работы рек-тората Рязанского
государственного технического университета по решению которого опла-чивается
время работы в Internet преподавателей на домашних компьютерах. Полезным для
абитуриентов будет включение в справочники для поступающих в вузы списков
URL-адресов Web-страниц вузов России.
В
настоящее время среди Web-документов, формирующих гиперпространство системы
высшего образования, наименее разработанными являются Web-страницы
преподавателей, кафедр и факультетов. Для создания гиперпространства системы
высшего образования очень важна и необходима инициатива снизу, с мест. Именно
благодаря такой инициативе Internet в России бурно развивается, несмотря на
известные сложности и проблемы страны.
Библиографический список
1.
Забудский Е.И., Павлов М.В. A Geometric interpretation of the calculation of
the Magnetic Field in electromechanical devices// 1-я Международная конференция
по дистанционному образованию в России "Дистанционное обучение и новые
технологии в образовании". Москва: РАН, 1994. - С.413-414.
2.
Забудский Е.И. Математическое
моделирование управляемых электроэнергетических устройств: Учебное пособие
для вузов. - Ульяновск: УлГТУ, 1998. - 120 с.
3.
Забудский Е.И. Анализ управляемых
электроэнергетических устройств методом конечных элементов: Учебное пособие
для вузов. - Москва: МГАУ, 1999. - 141 с.
4.
Забудский Е.И. Электрические
машины. Ч. 1. Трансформаторы. Учебное пособие для вузов. - Москва: МГАУ,
2002. - 166 с.
5.
Забудский Е.И. Математическое
моделирование и оптимизация совмещенных управляемых реакторов // Вестник
Ульяновского гостехуниверситета. Сер. Приборостроение, электроника и
энергетика. # 4, Ульяновск: УлГТУ, 1998. - С.73-80.
6.
Забудский Е.И. Совмещенные
регулируемые электромагнитные реакторы. - Москва: Энергоатомиздат, МГАУ,
2003. - 436 с.
7.
Забудский Е.И. Учебно-методический комплекс дисциплины «Объектно-ориентированный анализ и программирование». М.: Кафедра АПС ГУ-ВШЭ, 2008.
8.
Забудский Е.И. Электрические
машины. Ч. 3. Синхронные машины. Учебное пособие для вузов. - Москва: МГАУ,
2008. - 195 с.
Вернуться назад
Возврат на предыдущую страницу